Поиск Контакты Карта

Велосипедный туризм

Известный велогонщик Жан Анкетиль говорил: «…Спокойный человек - велотурист. Для него не существует соревнований: он путешествует. Но это не избавляет его от борьбы с ветром, холодом, дождём, солнцем, грозой. И не освобождает от необходимости следить за своим здоровьем. На практике существуют различия между прогулкой на велосипеде в течении нескольких часов, однодневной и многодневной экскурсией и классической гонкой. Однако основные принципы остаются неизменными». 

История двухколесного велосипеда, началась  с Нижнего Тагила. Крепостной мастер Е.Артамонов изготовил сооружение цельнометаллическое, с большим передним и малым задним колёсами, с педалями на оси переднего колеса, на котором он совершил путешествие из Нижнего - Тагила в Петербург, а оттуда в Москву. Правда некоторые дотошные исследователи подвергли сомнению факт такого путешествия и даже самого изобретателя, но, тем не менее, легенда об упрямом и стойком самородке и его путешествии ещё живёт, утверждая велосипед с самого его рождения, как атрибут туризма и это для нас самое главное.

Затем инициатива в изобретательстве велосипедов надолго поселилась в европейских странах, во Франции и Германии появляются велосипеды-самокаты сначала без рулевого управления, потом с рулём, на которых можно было ехать, отталкиваясь от земли ногами, развивая, тем не менее, вполне  велосипедную скорость.  Пресса 1817 года сообщает о том, что немецкий барон Карл Драйз проехал 79 км – расстояние от Карлсруэ до Келя – всего за 4 часа. В 50-х годах прошлого века велосипед благодаря стараниям немца Ф.М.Фишера и французов П.и Э. Мишо стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом. Но этот велосипед с деревянными колёсами и металлическими ободами не имел амортизаторов, поэтому был признан «костотрясом».  

В 60-70-е годы 19 века умельцы разных стран усовершенствовали  велосипед, в эти годы колёса велосипедов получили лёгкие и прочные металлические  спицы, резиновые шины, шатуны педалей были закреплены на каретке рамы между колёс, цепная передача сделала ведущим заднее колесо, рамы и вилки стали трубчатыми, а во втулках впервые появились подшипники. И на смену громоздким и неуклюжим «паукам» стали появляться велосипеды современных очертаний с цепным приводом на заднее колесо. Два десятилетия конструкция велосипеда изменялась. С середины 80-х годов заводами Англии, Германии, Франции выпускались велосипеды, которые внешне очень напоминают нынешние. Распространение велосипеда вызвало и создание многочисленных клубов и кружков велоезды, возникших в 60-80-х годах в Англии и других странах Европы.

У нас в России на рубеже 70-х и 80-х годах владельцев велосипедов тоже возникла идея создания своего общества, которое объединило бы всех владельцев неуклюжих экипажей.

В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов  (одним из первых петербуржцы отметили г.А.Блока).

В 1882 году семь членов Санкт-Петербургского велосипедного общества отправились к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку группы велосипедистов и следует считать исходной вехой организованного велотуризма в нашей стране.

В 1888 году был открыт Московский клуб велосипедистов, который стал одной из самых активных велосипедных организаций конца ХIХ века. В 90-е годы 19 века уже совершается не мало дальних велосипедных пробегов. В 1911-1913 годах впервые наш соотечественник  О.Панкратов  совершает кругосветное велопутешествие на велосипеде. Выехав из Харбина в июне 1911 года, он пересёк Сибирь, доехал до Петербурга, далее его путь лежал через Германию, снежные перевалы Альп, Италию и другие европейские страны. Из Англии он переправился на пароходе в Северную Америку, где совершил переход по пустыне Небраска и через заснеженные горы Сьерра-Невада, затем появился в Японии и в июле 1913 года финишировал в Харбине. За этот туристский подвиг Международный союз велосипедистов наградил бриллиантовой звездой.

История развития велотуризма продолжалась и в советское время.

В начале девяностых годов прошлого столетия, в период перестройки комиссия по велотуризму в городе Челябинске понемногу угасала. И только в начале 2000 года в городе начал возрождаться велосипедный туризм. На базе туристического клуба «Родонит» проводились семинары по подготовке участников похода первой и второй категории сложности. 

В настоящее время председатель городской комиссии по велотуризму Петров Виктор имеет первый разряд по спортивному туризму. Петров В. объединил вокруг себя любителей путешествовать на велосипедах.  А всё начиналось с походов выходного дня. В настоящее время его ученики сами стали руководителями походов по велотуризму первой и второй категории сложности.

География походов велосипедного туризма обширна: Южный Урал, Кавказ, Крым, Алтай.